Из прошлого в будущее: как протекает ренессанс ингушской идентичности

15 Июня 2017 15:03
Из прошлого в будущее: как протекает ренессанс ингушской идентичности

В этом году Ингушетия отпраздновала 25 лет со дня появления республики в составе РФ. Самая молодая республика России, находясь в географическом центре Кавказа, оказалась и в эпицентре драматических событий, разворачивавшихся в 90-е годы. Ее появление произошло в непростые времена: когда в Грозном чеченская элита шла по пути независимости, в этнически ингушских районах политики отговаривали общество от сепаратизма. А в ноябре 1991-го прошел референдум, на котором подавляющее большинство ингушей высказалось за создание Ингушской республики.

С тех пор прошло 25 лет, за это время ингуши пережили осетино-ингушский конфликт и стали свидетелями двух чеченских войн, которые частично затронули и саму Ингушетию.

Но лишь совсем недавно в Ингушетии интерес к родной культуре и истории стал более профессиональным и поощряемым со стороны министерств. Тем не менее не преодолены вопросы по историографии ингушского народа – кто они в прошлом, кочевые аланы или жители гор, жившие в союзе с кочевниками и оттого тоже считавшиеся аланами? Какой была история народа профессиональных каменщиков, назвавших себя гIалгIай – вероятно в честь своих башен? Поиском ответов на эти вопросы занимается новообразованное историко-географическое общество «Дзурдзуки», которое проводит экспедиции в горные районы Ингушетии, исследуя местности заброшенных башен и склепов, а также собирая информацию у старшего поколения и не только.

«Голос Кавказа» взял интервью у представителей организации «Дзурзуки», затронув, главным образом темы исторической и историографической особенности ингушского народа.

– Для начала расскажите о своей организации. Как давно она существует и какова ваша основная деятельность? 

– Ингушское историко-географического общество «Дзурдзуки» существует неформально уже несколько лет. Официально мы зарегистрировали свое общество больше года назад. У нас три основных направления в работе: научное (экспедиции, исследования, публикации, работа со стариками); общественно-просветительское (работа в школах, работа со студентами, аспирантами) и экологическое, которое включает в себя множество долгосрочных проектов, таких как «Сады поколений». Нами уже высажено три плодовых сада. Всего в рамках проекта планируется посадить около 30000 плодовых деревьев. В рамках данного направления реализуются еще несколько проектов.

Основной костяк команды – человек 10, официально – 19 человек. Помогающих по мере возможности, поддерживающих, и т.д. гораздо больше. Чаще всего мы пытаемся добраться до памятников архитектуры в горной Ингушетии, которые не учтены в науке. Цель: зафиксировать и ввести в научный оборот. Если памятник или комплекс известен, мы исследуем его с целью найти петроглифы, рисунки на стенах или интересные архитектурные детали и инженерные решения.

В рамках проекта «Мудрость прошлого» опрашиваем стариков. Записываем их на камеру. Задаем вопросы по быту, адатам, традициям, трагическим датам и так далее. Формируем видеоархив, который, как мы уверены, впоследствии станет хорошим источником для последующих поколений историков. В рамках просветительского проекта «Я познаю свой край» читаем лекции по истории и этнографии Ингушетии и Кавказа, а также по экологической проблематике. Организовали конкурс с целью выявить талантливых детей, заинтересовать их своим краем, его оздоровлением и т.д.

Вторая, не менее важная, «горящая» проблема – разрушение башен. И не только боевых. Склепы и жилые башни мы считаем не менее ценными. Поэтому стараемся хотя бы заснять, пока не поздно, а то, что находится в критическом состоянии, вынести к представителям тейпа с просьбой спасти. Процесс разрушения необратим.

инг1.jpg

Фотографии могильника в сравнении: 30 лет назад и наши дни

Третья проблема: сотни неисследованных вопросов, а ученых мало. Идти в науку имеют желание не многие. Наша задача в данном случае – найти увлеченных.

– В истории Ингушетии были великие сыны своего народа, подобно Идрису Базоркину отдавшие свою жизнь просветительской, научной деятельности по сбору фольклора, изучению языка и истории. Но в новейшую эпоху после СССР ваша организация с широким охватом культурно-исторической направленности пока что уникальна. По-вашему, понимает ли нынешняя ингушская молодёжь важность сохранения самобытности и родного языка в век глобализации?

– На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Как и во всех других сферах жизни человека, есть определенная часть людей в обществе, которая все понимает и готова помочь любым начинаниям в этой области. И помогают! Кто финансами, кто информационными ресурсами, кто морально,  а кто своим интеллектом, что немаловажно. Сегодня молодые люди получают  образование, полны энергии и энтузиазма, но не всегда им в голову  приходит использовать все эти данные в науке, а также на пути сохранения языка и культуры ингушского народа.  В этом и состоит основная задача ИГО «Дзурдзуки» - донести важность сохранения языка и культуры до той части молодежи, которая в силу различных обстоятельств никогда не задумывалась над этим.

инг2.jpg

экспедитор ИГО «Дзурзуки» Якуб Гогиев

– 90-е годы привели к всплеску национального самосознания, в том числе и в историографии, когда возрос интерес к потенциальным потомкам хазар, булгар и алан. Предсказуемо, но к сожалению, это отразилось и на межнациональных отношениях. С того времени прошло больше четверти века, есть ли надежда, что в ближайшие десятилетия национальные историографии Северного Кавказа перестанут жить параллельными мирами?

– Мы не считаем, что всплеск национального самосознания является причиной конфронтации в межнациональных отношениях, которую мы сегодня наблюдаем. Всплеск этот был предсказуем, так как участь многих народов, в том числе и русского народа, в СССР была незавидной не только в административном плане, но и в плане испытываемого психологического давления. Подсознательно даже совершенно неграмотная часть населения народов Северного Кавказа отказывалась верить, что они были «темнотой», а советское государство «принесло им свет» и сделало из них людей. Эта насажденная советскому человеку модель «кавказца – дикаря», спасенного «цивилизацией», живет в умах среднестатистического россиянина до сих пор.  С этим возможно и связан повышенный интерес представителей некоторых народов к возможным связям своих предков к историческим аланам, хазарам и многим другим.

Что касается межнациональных отношений, если проследить причину всех узколокальных конфликтов, то мы увидим неверную, а порой преступную национальную политику режима. К примеру, перечислим трагические факты из истории ингушского народа только лишь первой половины XX века: абсолютно ненужное с точки зрения здравой логики объединение с Чечней; передача всего Владикавказа под юрисдикцию Северной Осетии; депортация ингушского народа, которая сопровождалась не только многочисленными невинными жертвами (женщин, детей, стариков), но и практически полной потерей всей материальной культуры ингушей (фотографии, ценные предметы, оружие, предметы кустарного промысла, а также прерванные династии ремесленников). Но самым тяжелым ударом уже после возвращения из депортации и восстановления ЧИАССР оказалось то, что историческая родина ингушей – Пригородный район был оставлен в составе СОАССР.

Вот она – мина, заложенная государством, на которую наступили, когда государства этого не стало. Последствия именно таких действий отразились в начале 90-х в виде межнациональных конфликтов.  И таких примеров по Кавказу много.

– В национальной историографии Ингушетии в свое время сделали ставку на аланское наследие, которое отчасти поддержали и в правительстве республики, начиная от наименования новой столицы Магас и заканчивая нашими днями, когда возникает недовольство из-за «приватизации» наименования алан в республиках Северной и Южной Осетии. Известно, что на аланское наследие претендуют и в кругах карачаево-балкарской интеллигенции. Как вы думаете, возможно ли выработать общий взгляд на историю и наследие алан для народов от Чечни до Карачаево-Черкесии?

– Давайте сначала разберемся, что из себя представляет «аланское наследие»? Древняя письменность? Нет. Сохранившиеся города, застроенные в особом изысканном архитектурном стиле? Нет. Литературные произведения, живопись, фольклорный пласт? Тоже нет. Так что же мы не можем поделить? Несколько топонимических названий и предметы скудного могильного инвентаря (за редким исключением), который находят практически на всей территории Северного Кавказа и немного обрывчатых сведений периода средневековья в иноземных источниках? Кому нужно истерично хвататься за аланство более всего? Точно не автохтонным жителям Кавказа – ингушам. Только тем, кто на Кавказ пришли относительно недавно. Для чего? Для того чтобы, опираясь на эти источники, сказать, что в ту пору они еще жили на Кавказе, то есть обосновать свою «оседлую древность». Думаю, ни ингушам, ни чеченцам, ни многим другим народам, нет в этом надобности. Нельзя сказать, что борьба за аланское наследие занимает ярко выраженную исключительно доминирующую роль в ингушской историографии.

На наш взгляд, рано утверждать, что тот или иной народ – наследники алан, как и утверждать, что тот или иной народ не являются наследниками. Для этого изучено еще слишком мало. Если брать топонимы алан, то на ингушском они легко все объясняются, и ингуши не в меньшей степени имеют право называть алан своими предками. Карачаевцы и балкарцы имеют на сей счет свое мнение, тоже не без оснований. Но время и наука все расставит по своим местам: сейчас проводятся палео-ДНК исследования. Например, в Северной Осетии проводили такие тесты по останкам, найденным на их территории, но полных развернутых результатов, к сожалению, насколько нам известно, пока не опубликовали. Недавно на экспертизу отправили материал из аланского катакомбного могильника и ингушские ученые. Ждем результатов. Думаем, наши ученые опубликуют результаты, какими бы они ни были.  Результаты по ДНК-исследования недавно были опубликованы в статье «О культурной, антропологической и генетической специфике донских алан» группой исследователей. Ими было изучено 12 образцов. Но для того чтобы внести ясность, по мнению ученых, нужно изучение большего числа образцов. Вот такая она «аланская абракадабра», как выразилась автор книги «Осетины в плену у аланов» Тина Дзокаева.

инг3.jpg

Склеп в башенном комплексе Балкой

– Когда затрагивается тема истории ингушского народа (шире – всех вайнахских народов), то на ум в первую очередь приходит период прихода русских на Кавказ и XIX век в целом как основной источник информации. По вашему мнению, не связана ли борьба за аланство не столько из-за реалий истории, сколько из-за неизученности данного региона в эпоху Средневековья и Нового времени, когда историю ограничивают сведениями за последние два века?

– Скажем так, дело не в том, что источников не существует, проблема в их неизученности. И на это была уважительная причина. По этим периодам мало данных, так как историей Ингушетии занималась небольшая горстка ученых в начале и в конце ХХ столетия несколько лет, и в начале ХХI века. Все остальное время ингуши были заняты выживанием, образованные попали под жернова репрессий в 30-е годы, а в создавшихся условиях образование получить было практически невозможно, нужно было соответствовать «доктрине». В определенный период советской истории вообще из академических справочников убирали хоть любое упоминание о некоторых неугодных диктатору народах, в том числе и об ингушском.

В постсоветский период опять же было не до академической науки. Ученые, как правило, еле-еле сводили концы с концами, а от государства не получали никакой поддержки. О подготовке кадров, знающих древние языки, выезжающих в архивы и систематически изучающих средневековые источники с целью найти сведения об ингушах, не могло быть и речи. Поэтому образовался такой вакуум. Исследованы источники только на русском (реже – на европейских языках). Насколько нам известно, в том же Дагестане имеется множество неисследованных арабоязычных источников. Наша задача в будущем подготовить молодых энергичных людей для системной работы в архивах Грузии, Армении и других стран, имевших торговые, военные и прочие связи с Центральным Кавказом в далеком прошлом.

– Показательно, что ваша организация названа «Дзурдзуки» в честь горцев (упомянутых в грузинских летописях), живших к северу от грузин (общества нынешних чеченцев, ингушей, бацбийцев и других), как альтернативный путь исторической преемственности ингушского народа вместо аланистики. Есть ли надежда, что новое поколение ингушских историков сможет распутать узел взаимоисключающих теорий по истории своего народа?

– Дзурдзуки – одно из наименований ингушей и других вайнахов. Мы не думаем, что это было самоназвание ингушей. Но один этноним не исключает второй. Тем более по временному промежутку они в одном и том же месте локализуются в разное время. Сегодня нас называют ингушами, но это не означает, что галгаи или галгаевцы, о которых писали ранее, населявшие те же территории, это другой народ. Или, к примеру, то, что мы являемся кавказцами не исключает того, что мы – ингуши. По мнению многих исследователей, в письменных источниках средневековья термин «алан»  на территории Северного Кавказа является собирательным и включал в себя множество различных племен. Мы предпочитаем придерживаться этой точки зрения, пока не будет доказано обратное. Поэтому в данном вопросе, на наш взгляд, противоречий нет. Есть недостаток материала.

Беседу вел Малик Бутаев



1118

КОММЕНТАРИИ

Гость

Халдеи (вавилонское Kaldu, ивр. ???????????) — семитские племена,  обитавшие на юге Месопотамии,  в области устьев рек Тигра и Евфрата на  северо-западном берегу  Персидского залива с конца X по IV век до н. э.  Вели борьбу с Ассирией  за обладание Вавилоном. В 626—536 гг. до н. э. в  Вавилоне правила  халдейская династия, основавшая Нововавилонское  царство.
Слово  «халдеи» неоднократно упоминается в Библии — например, в  Книге пророка  Аввакума и в Книге Иудифи (5:6). Халдеями в древнем мире  также называли  колдунов, магов, гадателей.

Ингуши имеют самый высокий уровень гаплогруппы J2 под 90% наследники Месопатоамии;


«Г1алг1а» (Г1алг1ай) — древний этноним ингушей,  изначально древнее  самоназвание ингушей точнее как и грузины называли  ингушей — «глигви» =  Хлигвы (халхи/Халди) = Халхай. Древний  этноним «Г1алг1а/халха»  сохранился у некоторых современных народов и  обозначает «народ»,  «люди», «племя» (халха, халки, халкъ). Древние  названия ингушей и их  страны — ГIлигIвис (Хлигви), ГIлигIвети, —  сохранились благодаря  древним источникам, грузинским в том числе.  "глигви" ГIлигIвети,  ГIлигIвис, в последствии образовав термин -  ГIалгIай-Галгай – ингуш,  что является небольшим ингушским тейпом в  горной Ингушетии, от которого  пошло самоназвание ингушей. Сам термин  ГIалгIайче легко и прозрачно  этимологизируется из ингушского: ГIалгIай +  че, где ГIалгIай – название  народа, а “че” – внутренность, внутренняя  часть, укрытая часть,  защищённая часть.

Г1алг1а — самоназвание ингушей, которое сохранилась в форме - Калга (Кхалга-Халгай=Халдей)

Из известных источников можно судить, что Родиной бога  Хал/Г1ал  можно назвать халдейскую Северную Месопотамию. Собирание  больших  этнических общностей со сложной социальной структурой и   государственностью (племен и народов) происходило уже под воздействием   религий. ( Хал/Г1ал. Халдеи/Халхай). Тоесть ингуши выходцы и древней   Халдеи (Месопотамии) что полностью подтверждено не только исторической   хронологией, но и ДНК-анализом который показал самый высокий процент   гаплогруппы J2 у ингушей это 87%-90%

https://justpaste.it/1656b
Имя Цитировать
Гость

Галаха — Г1иллакх —  обычай, традиция, закон в ингушетии и Израиле  (на эти и другие  совпадения еврейского и ингушского языков обратил  внимание Альберт  Мачигов например: «шин» — то есть «двойной» на иврите  как и на  ингушском шиъ-шин.).

Так-же в письменных грузинских источниках  описывающих события этого  периода где предки ингушей известны под  этнонимом «кавкасионы» и в  античных — под именем «махли». Махли — (евр.  болезненный ):  
1) левит, сын Мерари, брат Муши (инт. Мусы). Его потомки получили  название род Махли или поколение Махли (Исх 6:19; Чис 3:20,33; 26:58;  1Пар 6:19);  
2)  левит, потомок Мерари, сын Мушия (1Пар 23:23; 24:30) Левит —   представитель еврейского сословия священнослужителей-левитов (из колена   Левина).

Этноним мосох по отношению к этому племени интересен   тем, что Птахия Регенсбургский во время своего пребывания в Багдаде   «своими глазами» видел посланцев царей «земли Мешех» которые  рассказали,  что «стали евреями цари Мешеха и вся земля их» и, что среди  жителей  Мешеха находятся учителя, обучающие «их и детей их Торе и  Талмуду  Иерусалимскому». Отсюда ингушские фамилии Машиговы, Машхой, –  выходцы из  аула Маьшхе (Машхе) Дорийского общества горной Ингушетии,  Мошхоевы  (Машхоевы).


Ингушское имя 1убадий/1ибадий напоминает еврейское имя Обадия  (такое имя носил и хазарский царь). Ингушское слово «Яхъ»  переводится  как сущность. Но как мы знаем что с Иврита слово «Ях» это  корень от  Слова «Сущий», то есть Г-пода. Есть еще и ингушская фамилия  Яхъяев.  итд.  

Вчитайтесь строки — Яхве, сын Элла\Аьла. Две традиции — Яхвистская и  Элогистическая- соединились отныне в единое Писание. ЯХЬВЕ — одно из  имен иудейского “бога”.
Ингушская этимология — двухсоставного слова — Яхь-ве.
Яхь — высокая мера морально-нравственной ответственности человека  перед Богом и обществом, за собственные поступки, Яхь  — путь человека  от рождения до подвига, «яхь» — соревновательность в  неукоснительном  следовании нравственным нормам в поступках и действиях,  стремиться к  общественному признанию — вот далеко не полный перечень  составных  элементов этого высокого слова. Ва – есть. Яхь  йоаца саг вац — говорят  всегда ингуши, что означает — человек без Яхь  не человек. Две традиции —  Яхвистская и Элогистическая — соединились  отныне в единое Писание. Две  Традиции и Два Народа объединились в один,  что в первую очередь  говорит в осознаний своей “богоизбранности” как у  евреев.

Имя Цитировать
Гость
Не обошёл ингушей вниманием и широко известный исследователь  С.А.Дауев,  по обоснованному мнению которого ингуши это и есть  хазары-иудеи, и  строят они столицу имени МОИСЕЯ город -Моагас по  еврейскому заговору.  При этом ингуши вопрошают (?) — дескать непонятно в  чем преступление,  если даже это и правда. Моисей признается всеми  мировыми религиями.  Дауев предупреждает, руководство России о том, что  ингуши выполняют  операцию по восстановлению иудейской Хазарии, извечного  врага России…  Интересен и тот  факт, что по данным инструкции Грозненского НКВД по  работе с агентурой  (1936) более 30% ингушей в то время тайно  исповедовали Иудаизм, см. (26)


Интересно имя отца шурина Молка, – МаIаша, напрашивающееся на  отождествление с Моше, – ср. С. Дауев считает название столицы Ингушетии  Магас (Моагас) производным от имени Моисей (Моуса — Муса).  Такое имя  действительно носил один хазарский царь. На хазарское  происхождение  ингушей указывают многие источники, и что царь аланский  враждует с  хазарами… Керкандадж – имя хазарское, сродни Исхак Кундаджик…  Моагас же  явно образован от Муса (Моуса) / Моисей.

https://justpaste.it/1656b
Имя Цитировать
Гость
Правда об осетино-ингушском конфликте 1992 г. Ингушская агрессия на Осетию-Аланию
https://justpaste.it/17jy2
Имя Цитировать
Гость
Саламу Дауев, Мачигов, Бакаев, Ибрагимов - очень квалифицированные историки!! :facepalm:  
Имя Цитировать

НОВОСТИ КАВКАЗА

17 Ноября 2017 20:05
Депутат Госдумы РФ Умахан Умаханов предлагает Владимиру Васильеву остановить воровство бюджета

17 Ноября 2017 19:03
В Ингушетии в доме имама Хамзата Чумакова прошли обыски

17 Ноября 2017 17:53
Двое полицейских в Адыгее уволены из-за утраты доверия

16 Ноября 2017 16:55
Васильев заявил, что нашел решение вопроса с Самурским лесом

16 Ноября 2017 16:54
Прокуратура Чечни посодействовала блокировке сайтов с призывами к несанкционированным массовым мероприятиям

16 Ноября 2017 16:53
В Минобрнауки Дагестана вновь проходят обыски

16 Ноября 2017 16:51
Путин высоко оценил уровень отношений между Ереваном и Москвой

14 Ноября 2017 19:47
Власти Чечни планируют ввести в строй первую Грозненскую ТЭС к лету 2018 года

14 Ноября 2017 18:45
Верховный суд Дагестана приостановил строительство собора в парке Ак-гель в Махачкале

14 Ноября 2017 17:41
Команда Собчак не нашла желающих возглавить штабы на Северном Кавказе


Свыше 200 человек на 30 машинах приняли участие в автопробеге, который стартовал в городе Избербаш и...
 
В соответствии со статьей 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» со 2 октября 2017 года ...
 
В Анапе, в рамках десятых открытых Всероссийских юношеских Игр боевых искусств, посвященных Побед...
Достаточно часто приходится слышать о том, насколько культурная и политическая компонента влияют дру...
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века — Всё будет т...
В то самое время пока ведущие в дорогих костюмах и с умным видом эксперты обсуждают метафизику, гово...



 

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Адыгея Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Северная Осетия-Алания Чечня

ЮЖНЫЙ КАВКАЗ

Азербайджан Армения Грузия Абхазия Южная Осетия